Картина "Крик" была продана недавно за 120 млн долларов
Крик (1893), Национальная галерея, Осло
В своем "Крике" Мунк сумел трансформировать собственные переживания в универсальный образ, передающий всю глубину человеческого отчаяния. Мунк писал в дневнике: "Я шел по дороге с двумя друзьями. Садилось солнце... Неожиданно небо сделалось кроваво-красным. Облокотившись на перила моста, я смотрел на облака, огненным мечом нависшие над городом и черной водой фьорда... И мне показалось, что я слышу нескончаемый крик самой природы".
Художник сделал несколько вариантов композиции. К ним относится и "Отчаяние", которое Мунк называл впоследствии "первым криком". В конце концов, он нашел единственно нужный для решения стоявшей перед ним задачи образ: странную фигуру с разверстым ртом и прижатыми к ушам ладонями - на фоне тревожной перспективы уходящей вдаль дороги и пылающего кроваво-красного неба.
Этот шедевр словно предвосхищает все ужасы кровавых потрясений, которые человечеству было суждено пережить в XX веке. "Крик", пожалуй, самое типическое для творчества Мунка произведение. "Писать не предметы, а переполняющие тебя эмоции", - этот урок Мунка прекрасно усвоили экспрессионисты. Особенности манеры художника продиктованы именно этой задачей: тут и невероятная динамика красок (при строгом ограничении палитры и стремлении к диссонансу), и намеренное искажение фигур и пейзажа (с приближением к условности), и жесткий вихреобразный рисунок, и напряженная композиция...
Про этот шедевр написано очень много. С историей его создания связан ряд легенд, версий и предположений. Кто-то считает, что "Крик" - плод психического расстройства художника. У этого мнения есть свои резоны. Мунк неустанно воспроизводил "Крик", словно таким образом пытаясь избавиться от него, - до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это.
На мой взгляд - псевдошедевр, а попросту - мыльный пузырь.
А вот для сравнения Исаак Левитан "Над вечным покоем" (1894)
Над вечным покоем - одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана, о которой сам он писал в письме к Павлу Третьякову: "В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе".