Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов" был построен на Черноморским судостроительном заводе в городе Николаеве.
Проект разработан на основе предшествующего тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", который был заложен в 1982 году, но превосходит его по водоизмещению (58500 тонн по сравнению с 40000 тонн) и имеет несколько меньшую скорость (30 узлов по сравнению с 32 у "Адмирала Горшкова"). Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (проект 1143.5) был заложен в 1985 году, а второй корабль этого же типа "Варяг" - в 1988 году, но его строительство не было завершено.
Авианосец назван в честь адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. Кстати, Николай Герасимович - уроженец деревни "Медведки" Архангельской области.
"Адмирал Кузнецов" создавался как компромиссная модель между линией развития кораблей с системой вертикального взлёта и посадки (проекты 1143, 1143.4) и разработанными в 1970 годы, но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной ГЭУ (проекты 1160 и 1153). Единственный полноценный атомный авианосец, который строился в Николаеве, в начале 90-х годов уничтожили на стапелях. По концепции новый ТАВКР стал в гораздо большей степени авианосцем, чем были его предшественники, так как теперь в составе вооружения авиация играла первостепенную роль. Однако по субъективным причинам боевые возможности ТАВКР были ограничены уже на стадии техзадания.
"Адмирал Кузнецов" обычно базируется в Мурманске на территории 35-о судоремонтного завода в районе Роста. Фото: Константин Летавин.
Появление "Адмирала Кузнецова" ознаменовало собой переход нашего флота на качественно новый уровень. Впервые на корабле появились полноценные реактивные самолеты, причем отличные характеристики Су-27К (Су-33) в значительной степени компенсировали отсутствие на корабле катапульт. Отечественный ВМФ наконец-то получил «воздушный зонтик», без которого невозможно обеспечить ни боевую устойчивость надводных соединений, ни развертывание стратегических подводных лодок в районах действия неприятельской авиации ПЛО.
ТАВКР проекта 1143.5 отличается чисто "авианосной" архитектурой со смещенным к правому борту "островом". Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки "Луна" и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта — их заменили носовым трамплином с углом схода. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.
Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью по высоте занимает три межпалубных пространства и вмещает 70% штатного числа летательных аппаратов. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов, есть и тягачи, но они используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива — около 2500 т.
Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза и составила 45 суток.
По сложившейся в нашем флоте традиции авианесущий крейсер оснастили ударными противокорабельными ракетами "Гранит", размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. На данный момент не известно в рабочем состоянии они или нет. В остальном вооружение корабля аналогично установленному на "Адмирале Горшкове"